Конспект на курс «Научитесь учиться» Барбары Окли

научитесь учиться Разное
Проходить данный курс я начал еще в 2020, но закончил только в этом (2021) году. Курс я проходил после прочтения книги Барбары Окли "Думай как математик". В курсе много новых концепций и техник. Надеюсь, что вы тоже сможете узнать что-то новое и для себя, принять решение, подходит ли вам этот курс. Курс разделен на четыре недели, я собрал необходимую информацию по темам по очереди прохождения.

Ссылка на курс для желающих его пройти.

Прокрастинация

Действия, требующие больших затрат энергии, часто вызывают промедление. Создание новых синапсов требует больших затрат энергии, и ваш мозг предпочтет сохранить эту энергию, чтобы использовать ее для решения более важной задачи, например, убежать от голодного тигра. Да, наш мозг все еще думает, что мы живем в лесу, и нам нужно учитывать опасности, которые он несет. Мозг ищет способ переключить внимание на более приятное и менее энергозатратное занятие.

Так что же мы можем с этим поделать? Согласно курсу, фокус в том, чтобы просто начать. Исследователи утверждают, что вскоре после начала вы уже не чувствуете дискомфорта, и мозг дает зеленый свет, чтобы продолжать и даже получать удовольствие от этого трудного занятия. Было много случаев, когда я заставлял себя читать книгу всего 5 минут, а продолжал час или больше.

Недавно я прочитал, что причина, по которой мозг дает ощущение дискомфорта еще до того, как вы начали, заключается в подготовке к выполнению задачи. Иногда приходится создавать обстановку, искать книгу для чтения, придумывать тему для статьи в блоге и т. д. Решение заключается в том, чтобы уменьшить сопротивление. Создайте обстановку, которая позволит быстро приступить к делу, положите гитару, на которой хотите заниматься, на видное место, уберите отвлекающие приложения с домашнего экрана, структурируйте идеи в Notion, чтобы идеи, над которыми нужно поработать, были под рукой. Необходимо делать все проще, чтобы не тратить очень ограниченную силу воли (или как у Максима Дорофеева — мыслетопливо) на то, чтобы заставить себя преодолеть барьер.

Избегайте зубрежки и придерживайтесь расписания. Периодическое и последовательное повторение гораздо лучше для формирования привычки, чем одноразовая трехчасовая тренировка. Как только вы выработаете привычку, будет требоваться значительно меньше энергии для учебы/игры/чтения, потому что мозг научится автоматизировать эти процессы, а вы будете постепенно избавляться от привычки прокрастинировать.

Сосредоточьтесь на процессе, а не на результате. Именно конечный результат может напугать или вызвать негативные эмоции.

Как работает наш мозг

Существует два основных режима работы мозга:

  1. Сосредоточенный режим: концентрация на вещах, которые обычно знакомы.
  2. Рассеянный режим: расслабленный режим мышления — «мысли свободно блуждают».

Наша рабочая память имеет ограниченную емкость. Подумайте, сколько вещей вы можете держать в памяти одновременно. Исследователи говорят, что это число находится в пределах 4-7. В режиме фокусировки мозг берет связанные идеи/понятия/решения и ищет ответ на проблему в этом небольшом конкретном объеме. Он узкий и целенаправленный и необходим для глубокой и целенаправленной работы.

С другой стороны, диффузный режим позволяет подключать идеи/концепции/решения из одной области к совершенно другой. Этот режим мышления включается, когда ваш мозг не испытывает умственной нагрузки. Например, когда вы идете на прогулку, принимаете душ или играете со своим пушистым питомцем. Именно тогда вы соединяете точки и переживаете момент «ага». Художники используют рассеянный способ мышления, чтобы генерировать творческие идеи, а затем сосредоточиться на их создании. Дональд Дрейпер описал поток идей и два режима работы мозга в сериале «Безумцы».

Подумайте об этом глубоко, затем забудьте об этом, и идея выскочит у вас перед глазами

Конспект на курс "Научитесь учиться" Барбары Окли
Сериал «Безумцы»

Привычки

В курсе отлично разобран материал по формированию привычек и управлению ими. Привычки имеют следующую структуру:

Сигналы, которые запускает действие

  • осознание, что формирует привычку, например, место, время, чувства, реакция;
  • попытка изменить окружающую обстановку, чтобы избавиться от причины.

Действия, которые является причиной

  • необходимо использовать свою ограниченную силу воли, чтобы поменять порядок действий;
  • сосредоточиться на перепрограммировании своих вредных и нежелательных привычек.

Награда для мозга в виде дофамина

  • награждайте себя, когда достигните поставленной цели;
  • добавляйте новую награду, чтобы не сформировать зависимость;
  • мозг будет перестраиваться и формировать привычки в ожидании награды.

Убедите себя, что полезная привычка является вашей важной частью

изменить привычку или сформировать новую, можно только если она станет частью вас и вашего образа. Вы не сможете стать здоровее, если вам не нравится спорт или здоровая пища.

Это хорошая основа для понимания глубинных механизмов, которые заставляют делать то, что хочется или не хочется. Есть хорошее объяснение формирования привычек в книге Джеймса Клира Atomic Habits («Атомные привычки» в русском переводе).

Память

  • используйте интервальное повторение для укрепления синаптических связей;
  • в первые 24 часа мы забываем около 40% полученной информации;
  • сон помогает «обновить» клетки мозга. Вот почему, когда мы узнаем что-то вечером, это снится во сне;
  • чертоги разума: используйте знакомое место или пространство, ассоциируйте визуальные образы вещей, которые вы хотите запомнить, с физическим пространством;
  • аналогично чертогам разума используйте зрительную память для запоминания предметов;
  • используйте флэш-карты. Попробуйте Quizlet или Anki;
  • письмо от руки помогает включить то, что вы пытаетесь выучить, в нейронные связи;
  • сопоставление числа с запоминающимся событием поможет запомнить его.

Чанкинг (разделение)

Разделяй и властвуй

Часть информации или концепция — это легкодоступные сущности, которые могут храниться в нашей рабочей памяти.

  • Чанкинг — это процесс объединения и усвоения различных концепций и информации в один легкодоступный элемент.
  • Например, вы выучили и усвоили математическую формулу настолько хорошо, что вам требуется очень мало энергии, чтобы удержать ее в рабочей памяти.

Как писал ранее, наш режим сосредоточенности имеет ограниченную емкость. Поэтому следует избавиться от всех отвлекающих факторов, которые могут занять любой участок рабочей памяти. Глубокая и сосредоточенная работа невозможна при наличии отвлекающих факторов.

  • Необходимо решить проблему самостоятельно. Понимание или видимость ответа не означает, что вы его осознали и усвоили предмет. Будьте осторожны с иллюзией компетентности.
  • Используйте подход «сверху вниз». Освойте основные идеи, прежде чем погружаться в детали. Просматривайте материал, чтобы уловить общую идею или концепцию.
  • Старайтесь вспоминать материал. Это эффективнее, чем перечитывание и зубрежка.
  • Вспоминайте, когда вы находитесь в разных местах, чтобы быть независимым от подсказок.
  • Проверяйте себя, чтобы убедиться, что вы действительно учитесь, а не обманываетесь. Ошибки — это хорошо. Они позволяют избавиться от иллюзий.
  • Einstellung — это немецкое слово, означающее «образ мыслей». Часто можно попасть в ловушку своей первоначальной установки.

Люди мыслят шаблонно. Увидев знакомый шаблон, хочется применить к текущей проблеме, а это может помешать найти лучшее решение. Попробуйте подвергнуть сомнению решение и посмотреть с разных точек зрения. Иногда стоит сделать шаг назад, чтобы увидеть картину с другой точки зрения.

Еженедельный/ежедневный список

  • Исследования показали, что изложение ежедневных целей или задач вечером помогает выполнить их на следующий день. Если не записать их, они, вероятно, будут забыты.
  • Планируйте время окончания работы — это так же важно, как и планирование рабочего времени.
  • Сначала сделайте самые важные и трудные задачи, даже если это всего лишь один сеанс Pomodoro.
  • Делайте заметки, чтобы отслеживать, что работает, а что нет.
  • Имейте запасной план на случай, если придется переносить выполнение задачи.

Задачи должны быть четкими и понятными, чтобы не приходилось тратить время на понимание, дополнительное планирование. Видим задачу — приступаем к выполнению.

Выводы

Есть несколько тем, которые не рассматриваются в курсе. Например, пирамида обучения, в которой четко указано, какие методы обучения являются наиболее эффективными. В целом же это был хороший опыт, и я почерпнул много новых концепций и идей. Есть также книга Барбары Окли «Думай как математик», на которой основан курс. Курс бесплатный, поэтому обязательно пройдите его и книгу прочитайте!

5 2 голоса
Рейтинг статьи

Блог Дмитрия Горошко о CRM, автоматизации, бизнес-процессах и вообще
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности